В 2006 году Федеральная Служба Охраны (ФСО) отмечала сразу несколько юбилейных дат: 70 лет ФСО, 70 лет Комендатуре Московского Кремля, 70 лет Президентскому полку, 50 лет Почетному эскорту, 100 лет гаражу особого назначения.
28 ноября 1936 года на базе подразделений Оперативного отдела ГУГБ, ведавших обеспечением безопасности высших должностных лиц СССР, был образован самостоятельный Отдел охраны ГУГБ НКВД СССР. С того времени отдел несколько раз переименовывался, менял своих руководителей. И на сегодняшний день это - Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России). ФСО является федеральным органом государственной охраны, обеспечивающим в пределах своих полномочий безопасность лиц, подлежащих государственной охране в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране».
Датой рождения Президентского полка считается 8 апреля 1936 года, когда приказом № 122 по гарнизону Московского Кремля Батальон особого назначения был реорганизован в Полк специального назначения. В соответствии с Указом Президента РФ от 20 марта 1993 года Отдельный Краснознаменный Кремлевский полк преобразован в Президентский полк. Сегодня Президентский (Кремлевский) полк - это уникальная воинская часть, решающая специфические боевые задачи по обеспечению безопасности первых лиц государства и сохранности кремлевских ценностей. Полк входит в состав Федеральной службы охраны и имеет статус спецслужбы. День части отмечается 7 мая. Ежегодно в этот день происходит представление Президентского полка Президенту России. Отличительные знаки военнослужащих Президентского полка — погоны василькового цвета с двумя золотистыми буквами «ПП» и нагрудный металлический знак, выполненный в виде креста из кремлевских настенных зубцов, посредине которого расположены перекрещенные посольские топорики.
Гараж особого назначения (ГОН) — подразделение ФСО, отвечающее за передвижение лиц, подлежащих государственной охране. По закону «О государственной охране» сотрудники Гаража особого назначения обеспечивают передвижение Президента, Председателя Правительства, глав обеих палат парламента, экс-президентов СССР и России, а также лидеров государств, прибывающих в Россию с визитами. Во время зарубежных поездок глава государства также пользуется машинами из Гаража особого назначения. Свою историю ГОН ведет от первого в России государственного гаража, созданного при дворе Николая II в 1906 году. Императорский гараж находился в Петрограде. Первоначально в гараже было десять автомобилей, через несколько лет — уже двадцать. Затем при гараже появилась школа шоферов. В Петрограде отстроили большое здание гаража, сохранившееся до сих пор (сейчас в нем музей экипажей). В начале 1917 года Собственный гараж Его Величества стал автобазой Временного правительства, а после Октябрьского переворота — автобазой Советского правительства. В ноябре 1917 года в автобазе было 46 машин. В 1918 году гараж вместе с Советским правительством переехал в Москву. Автомобили, которые обслуживали Ленина и его ближайшее окружение, разместили в Кремле. Они и составили костяк Особого гаража, приказ о создании которого Ленин подписал 31 декабря 1920 года. Возглавил гараж Степан Гиль, личный шофер Ленина. Позже Особый гараж был переименован в Гараж особого назначения.
Решение о создании специального мотоциклетного взвода, обеспечивающего сопровождение, а также безопасный и беспрепятственный проезд автомобилей руководства страны и глав иностранных делегаций, было принято 21 января 1956 года. С этой даты начинается существование уникального подразделения ФСО — Почетного эскорта. Основной задачей этого подразделения являются встречи, сопровождения и обеспечения безопасности глав зарубежных правительственных делегаций, а так же российского правительства в пути следования. Наблюдая за эскортом со стороны, кажется, что это просто представление, а на самом деле — жесткая взаимосвязанная структура мобильного сопровождения и защиты. Количество мотоциклов в эскорте и схема их построения устанавливаются в соответствии с дипломатическим протоколом. В 1950-1960-х годах принималась следующая конфигурация: головная группа из трех, реже пяти мотоциклов, выстроенных в виде треугольника, по обеим сторонам которого двигался один или два других аппарата. При визитах самого высокого уровня два мотоцикла сопровождали не только основной автомобиль, но и несколько других машин делегации. Впереди кортежа на удалении 100 метров от головной группы следовал, так называемый «сигнальный» мотоцикл, по-нашему «разведчик». Общее количество машин мотоэскорта, исключая «сигнальный», всегда было нечетным и могло доходить до 19-ти. Такая схема дошла и до наших дней, претерпев небольшие изменения. Почетный эскорт стал полноценным и красивым атрибутом власти и высокого статуса России.
Производственная компания «Орел и Ко» разработала и изготовила памятные юбилейные знаки, посвященные торжественным датам.
|